Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.

За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.

Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.

Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.

Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.

Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
  • восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
  • два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
  • три года
    • не может самостоятельно составить предложение
    • не понимает простые рассказы
    • ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
    • не всегда может отвечать на вопросы взрослых

У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.

Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.

Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.

Причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.

Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.

Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.

Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.

Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.

Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.

Отставание в речевом и психическом развитии может быть вызвано сбоями в работе центральной нервной системы или воздействием сильных инфекций на организм ребенка. Однако, в некоторых случаях эта болезнь может сопровождаться расстройствами аутистического спектра. Давайте рассмотрим основные черты такого поведения у ребенка.

Во-первых, он не находит общего языка с людьми и не проявляет эмоции, не улыбается и не ищет поддержки у своих родителей. Кроме того, такой ребенок склонен к приступам агрессии и может направить ее как в сторону окружающих, так и на самого себя. Он может кусать себя или бить себя руками.

Во-вторых, присутствует стереотипное поведение. Ребенок может проделывать однообразные действия, например, длительное время раскачиваться на одном месте, ходить по кругу, вертеть в руке один предмет или расставлять предметы в ряд. Любые перемены вызывают негативную реакцию у такого ребенка.

В-третьих, такой ребенок не знает, как играть с игрушками, он использует их не по назначению или уделяет всю свою внимание только одной игрушке или ее части.

И, в-четвертых, ребенок с расстройствами аутистического спектра избегает общения и не умеет взаимодействовать со сверстниками. Также возможны задержки в речевом развитии и непонимание обращенной к нему речи.

Если вы заметили эти признаки у своего ребенка, то он нуждается в помощи специалистов. Медицинское лечение должно включать совместное наблюдение нескольких специалистов, включая психолога или логопеда-дефектолога.

Как помочь детям с задержкой психоречевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) требует комплексного лечения, начинающегося как можно раньше. Врачи, которые могут участвовать в терапии, включают в себя психиатра, невролога, логопеда-дефектолога, психолога и нейропсихолога. Родители также должны принимать активное участие в лечении. Если терапия начата рано и задержка не слишком значительна, можно ожидать высоких результатов. Однако, если терапия задерживается, то вероятность успеха становится значительно ниже. Чем позже начнется лечение, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения задержки психоречевого развития:

1. Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения с помощью сверхмалых электрических импульсов, которые воздействуют на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы помогают восстановить работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена. В случае задержки психоречевого развития врач может воздействовать аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Этот метод показал высокую эффективность при гидроцефалии и он разрешен для детей с шести месяцев.

2. Занятия с логопедом-дефектологом - это работа, направленная на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

3. Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленная на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, что помогает ребенку легче произносить звуки и их сочетания.

4. Лекарственная терапия - медикаменты, назначаемые врачом-психиатром или неврологом при задержке психоречевого развития. Врач, используя компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляет патологии центральной нервной системы у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Неврологи чаще всего прописывают ноотропные лекарственные средства. Однако не всегда психотропные средства назначаются "по адресу", в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не "сидеть" на них постоянно.

Родительская ошибка заключается в обращении к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.

Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *