Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Ассоциация специализированных организаций (АСО) является надежным помощником для тех, кто хочет быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Она успешно объединила проекты, которые сделали систему закупок понятной и прозрачной.

Если ваша компания нуждается в банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, вы можете обратиться в АСО для получения решения по данному вопросу.

Тендерный кредит – это возможность для компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах. Данный кредит не привлекает собственные оборотные средства, что является одним из плюсов такого финансового инструмента.

Кредит под акты выполненных работ поможет вам избежать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика. Как получить такой кредит, можно узнать в АСО.

Брокерские компании могут предоставить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку. Если вам нужно оценить свои возможности, то обратитесь к брокерам.

Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной для поставщика и заказчика. Как правильно рассчитать эту цену? Эксперт в области контрактной системы, Дружинин Михаил Дамирович, президент АСО, ответит на этот и другие вопросы в своем интервью. Миссия АСО заключается в том, чтобы сделать госзаказ конкурентным и эффективным, и это объединение является единственным в России, которое работает в этом направлении.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», термин «начальная максимальная цена контракта» (НМЦК) и его значения являются одними из ключевых моментов законодательства. Тем не менее, по-прежнему существует масса недопонимания в отношении этого понятия.

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, в первую очередь отражает временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичными. Категория «максимальная» же определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. НМЦК должен дополнительно:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цен;
  • являться источником экономической выгоды как для заказчика, так и для поставщика.

Необходимо особо отметить, что правильный расчет НМЦК играет ключевую роль в закупочной деятельности: на этот параметр влияют объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

Расчет НМЦК возлагается на заказчика в соответствии с законом, и для этого предусмотрено пять разных методик. Руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, заказчики применяют эти методы. Тем не менее, практика показывает, что наличие разъясняющих документов не всегда способствует решению проблемы НМЦК, поскольку ее необходимо определить и обосновать. Эти аспекты являются совершенно разными вещами.

Вы имеете какие-либо доказательства успешной реализации теории на практике? Существуют ли проекты внедрения экспертизы, показавшие себя с лучшей стороны?

Результативность использования экспертизы НМЦК проиллюстрирована на примере работы ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями». Взяв на вооружение обязательную экспертизу НМЦК перед опубликованием уведомления о проведении конкурса, бюджет Москвы заметно сократился. По состоянию на 31 января 2018 года, данной организацией было подготовлено 125 заключений, оценившихся в 14,89 миллиона рублей. Уменьшение НМЦК оценивается в 1,152 миллиарда рублей, то есть, 8 % от общей суммы. Организация также выдала 25 заключений на сумму 400,485 миллиона рублей, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 миллионов рублей или приблизительно 9% от общей стоимости, в рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно прогнозам, закупки недалекого будущего будут иметь следующую форму: контрактный специалист выбирает код товара, который автоматически рассчитывает необходимый минимальный контрактный цену, формируется техническое задание, и все это отправляется для публикации на электронной торговой площадке. Это означает, что искусственный интеллект станет частью сферы государственных закупок.

В чем особенность различия между обоснованием и определением НМЦК?

Согласно Закону о контрактной системе, НМЦК определяется и обосновывается заказчиком на основе метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК предполагает расчет путем применения соответствующего метода. Обоснование НМЦК является обязательным элементом обоснования закупки в целом и подтверждает соответствие запланированной закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555, определяют порядок и форму обоснования закупок.

Данные правила включают таблицу из десяти столбцов для обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок. В этой таблице представлены следующие данные: цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности использования других методов в рамках данной закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование выбранного способа и дополнительные требования к участникам закупки, если они существуют.

Важно учитывать то, что Счетная палата Российской Федерации контролирует обоснованность каждой закупки, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Нарушение правил этой сферы может привести к административной ответственности.

Изучение методов обоснования НМЦК может оказаться весьма полезным для контрактных специалистов. Существует несколько подходов к определению этого показателя, но приоритетный метод, предусмотренный законодательством, – метод сопоставимых рыночных цен.

Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7-11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие, эффективные методы, предварительно их тщательно обосновав.

Метод анализа рынка в свою очередь применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью, либо хотя бы однородными. При этом, заказчик изучает рынок для определения средней рыночной цены и рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы. На практике контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены.

Нормативный метод расчета также может быть использован как самостоятельно, так и в дополнение к методу сопоставимых рыночных цен. Его основой является установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ и услуг, перечень которых можно найти на сайте ЕИС. Если этот метод применяется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать "нормативную".

Тарифный метод может быть использован в отношении товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. Здесь НМЦК представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта.

Наконец, затратный метод является наименее приоритетным, но может быть применен как самостоятельно, так и в дополнение к другим методам. НМЦК в этом методе складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и "обычной для данной сферы прибыли".

Каждый метод имеет свои особенности и ограничения, и использование любого из закрепленных в законе методов может вызвать множество вопросов. Поэтому для правильного рассчета НМЦК необходимы специалисты с системными знаниями. Кроме того, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Создание в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующая организация его работы могут помочь достичь экономической целесообразности НМЦК.

Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК?

Для получения такой информации можно воспользоваться индивидуальными запросами или общедоступными источниками. Для того, чтобы применить метод анализа рынка, необходимо направить не менее пяти запросов различным поставщикам, которые доступны в Интернете и имеют опыт исполнения государственных заказов за последние три года. Кроме того, информацию можно запросить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях. Необходимо также использовать Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. В дополнение к этому можно использовать:

  • Информацию, которая содержится в рекламе, каталогах и описаниях товаров;
  • Данные о котировках на отечественных и иностранных биржах и электронных площадках;
  • Данные государственной статистической отчетности;
  • Данные о ценах в официальных источниках информации государственных органов и муниципалитетов;
  • Данные информационно-ценовых агентств и общедоступные результаты изучения рынка.

Вы занимаетесь оформлением обоснования НМЦК? Тогда вам стоит обратить внимание на несколько важных аспектов, которые помогут справиться с этой задачей. В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года под № 567, форма обоснования НМЦК определена Приложением №1. Однако, на практике она довольно свободна, и может быть оформлена в произвольной форме.

Существуют основные требования, которые должны быть указаны в обосновании:

  • основные характеристики объекта закупки;
  • используемые методы со всеми необходимыми расшифровками;
  • реквизиты документов, на основе которых был произведен расчет;
  • сам расчет;
  • дату подготовки.

Обычно информация о поставщиках продукции, предоставившей данные для расчета, не указывается. В состав приложения к форме обоснования входят все использованные в процессе источники данных и справочная информация. Помните, что все документы обязательно должны быть сохранены вместе с другими документами по этой государственной закупке у заказчика информации (распорядителя).

Может ли стоимость оказаться неправильной?

Иногда из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты можно выделить примеры того, что НМЦК была неправильно определена. В общем случае, необоснованность НМЦК может быть вызвана следующими причинами:

  • ошибки при расчетах, которые могут быть связаны с неправильной интерпретацией методических рекомендаций;
  • недостаток обоснования, например, непредставление необходимых подтверждающих документов или неполнота полученной информации;
  • ошибки при анализе рынка, например, использование заранее определенных «средних» показателей, которые не учитывают реальные характеристики рынка.

Существуют ли способы контроля за формированием НМЦК, которые позволят избегать завышенных и заниженных цен? В данном вопросе достаточно сложно разобраться без тщательного изучения законодательства и практики в данной сфере. Мы в силу своего опыта на рынке государственного заказа знаем, насколько это актуально.

Чтобы эффективно работать в этом направлении, необходимо иметь глубокие знания в данной области. Именно поэтому мы приступили к реализации проекта "Экспертиза НМЦК". Основная цель данного проекта состоит в том, чтобы помочь субъектам федерации, министерствам, концернам и крупным предприятиям - всем тем участникам, которые принимают участие в распределении бюджетных средств.

Проект позволит всем участникам научиться планированию бюджета, правильному использованию выделяемых средств, а также эффективному контролю и "справедливому" ценообразованию. Такая работа повысит экономический и инвестиционный эффект на отдельные регионы, отрасли и компании в целом.

Расскажите, как работает проект «Экспертиза НМЦК»?

Проект «Экспертиза НМЦК» предоставляет услуги экономической эффективности распорядителям бюджетных средств под ключ. Основная идея проекта заключается в создании независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ). Начиная с анализа и аудита закупочной деятельности государственного или муниципального заказчика, на основе полученных данных создается структура ДКЦ, разрабатывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цен, внедряется IT-платформа, проводятся адаптационные и сопроводительные работы.

Все эти этапы организации АСО готова взять на себя, выполняя от финансового обоснования проекта до сервисного сопровождения уже на этапе функционирования отдела.

В чем заключается суть каждого этапа, который был представлен в проекте?

Как уже было упомянуто, главная цель проекта заключается в создании Департамента контроля ценообразования. Специалисты, которые являются частью этого департамента, внимательно отслеживают процесс и результаты закупочной деятельности каждого субъекта. Они анализируют множество факторов, таких как:

  • правильность выбора способа определения НМЦК;
  • корректность составления калькуляции, а также использованные сметные нормативы и удорожающие коэффициенты;
  • учет всех затрат и налогов;
  • использование аналогичного оборудования в процессе поставки;
  • обоснование необходимости использования более дорогостоящего оборудования, и т.д.

На основе данных, полученных в ходе анализа, будет сформирован специальный Департамент контроля ценообразования. Данный департамент будет заниматься подготовкой правильных и точных расчетов цен на продукцию.

Для того, чтобы специалисты могли научиться адекватно оценивать стоимость товара, были разработаны комплексные программы обучения. Они имеют различный характер погружения, а также могут быть реализованы как в офисах компании в Москве, так и на территории заказчика или дистанционно.

Еще одним жизненно важным элементом программы проекта является услуга консалтинга в решении сложных и нетипичных задач. В таких случаях на помощь приходят эксперты-ценовики различных профилей, которые могут обосновать и произвести расчет цены на любой продукт.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *