Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра

Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра

В экономике любой страны транспорт является одной из главных отраслей. Важность транспортной системы заключается в том, что она является индикатором состояния мировой торговли и обеспечивает производственные связи. В наше время, когда ситуация в экономике достаточно сложная, всё большее число компаний предпочитают обращаться за помощью к профессиональным операторам и используют комплексные логистические решения. Именно такой способ позволяет решать все проблемы, связанные с перевозкой и грузоперевозками.

В данной статье мы рассмотрим более детально 4PL-схемы и текущее состояние рынка международных перевозок. Также будут рассмотрены основные проблемы этой отрасли и перспективы ее развития.

Каковы перспективы рынка услуг международных грузоперевозок?

Рынок международных грузоперевозок включает в себя несколько видов транспорта, таких как наземный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной) и воздушный. Соотношение этих видов международных грузоперевозок в регионах и странах варьируется, но в промышленных государствах система перевозок представлена всеми видами транспорта.

Япония, США и Евросоюз особенно развиты в этой сфере, на их долю приходится до 85% мирового грузооборота. В странах Европы объемы грузоперевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), железнодорожный следует с небольшим отставанием (25%), а остальное приходится на морской и речной транспорт.

В Северной Америке автомобильные и железнодорожные перевозки практически равны по объемам, а в странах СНГ и Восточной Европы преобладает железнодорожный транспорт, хотя роль автомобильного транспорта постепенно растет.

Международные грузоперевозки морем чаще всего осуществляются государствами с развитой морской инфраструктурой, такими как Греция, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Япония.

Что касается авиаперевозок, то эксперты выделяют три региона: Западную Европу, Дальний Восток и США, на которые приходится 2/3 мирового грузооборота воздухом. Крупный регион также расположен в Азии: КНР, Сингапур, Таиланд, Япония, которые забирают 1/5 объемов. Значительная часть грузов проходит транзитом через российскую территорию.

Согласно отчетам Аналитического центра при Правительстве РФ, в России наиболее использованным видом транспорта для грузоперевозок является автомобильный транспорт (68%), за которым следуют железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%). В 2018 году объемы грузоперевозок в России выросли на 5,2% по сравнению с 2017 годом, при этом автомобильный транспорт продемонстрировал наивысший рост (6,8%), железнодорожный транспорт - немного меньше (2,3%), а авиационный - 2%. Однако морской транспорт показал спад на 21,9%.

Рынок услуг международных грузоперевозок непрерывно развивается, где каждый вид транспорта имеет свои преимущества и ограничения.

Времена кризиса не обходят стороной секторы международной логистики: одни страны ощущают стагнацию, в то время как другие находятся на новом уровне развития. Например, США столкнулись со значительным снижением трансатлантических перевозок, которые активно пристально осваивают азиатские компании, особенно из Китая, чья экономика, одной из первых перешагнувшая кризисную черту, является мощной. Изменения происходят в каждом секторе рынка международной логистики, и каждый вид перевозок по-своему реагирует на влияние извне.

Международные железнодорожные грузоперевозки пользуются популярностью из-за выгодных тарифов, низкой стоимости на 1 тонну на 1 км и возможности использования мультимодальных схем. Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1,2 млн км. В России цифры меньше, чем в США или Канаде, а густота сети достаточна только в европейской части страны. Абсолютными лидерами среди грузов являются уголь и строительные материалы. Однако, для владельцев небольших партий товаров, железнодорожные перевозки неэффективны, так как невозможна доставка от двери до двери, трудно планировать из-за большого срока, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку при использовании мультимодальных схем.

Наиболее дешевый вид транспорта - морские грузоперевозки, которые обеспечивают 75% всех международных перевозок. Лидерами мирового торгового флота являются Япония, Греция, Кипр, Китай и США. Наиболее активно применяются так называемые "суда под дешевыми флагами", которые принадлежат Либерии, Панаме или Сингапуру. Перевозки нефти и нефтепродуктов направлены в основном из Персидского залива в Европу, Японию и США. Крупные партии угля и железной руды также морским путем. Однако, на рынке морских грузоперевозок в России используются главным образом для экспорта. По размеру грузов, крупнейшим портом считается Новороссийск. Перевалочные мощности российских портов растут в связи с ростом поступления товаров из Юго-Восточной Азии.

Авиатранспорт больше всего развит там, где сложилась густая сеть авиалиний. Парк судов, наиболее значительный в США, Канаде, Франции, Германии, Австралии. Доля воздушных перевозок сводится к очень небольшому количеству грузов из-за высокой цены и большого количества ограничений. Однако, авиационный транспорт всегда полезен для перевозки скоропортящихся и уникальных товаров, так как его преимуществом является скорость. Воздушные суда предоставляют единственный способ быстро переправить груз на большое расстояние.

Международные автоперевозки наиболее гибкие и позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Тем не менее, внутри России автомобиль остается транспортом ближнего действия. Средняя дальность перевозки 1 тонны в основном составляет менее 50 км. Перевозчики применяют очень гибкую систему тарифов, которая позволяет каждый раз подходить индивидуально. Согласно прогнозам аналитиков, рынок автоперевозок будет расти в 2019 году на уровне 3,5% в год, а переориентация грузопотоков происходит в основном в сторону Китая на фоне сокращения обмена товарами с Европой.

Значение стоимости при перевозках

Перевозка грузов включает в себя множество факторов, влияющих на окончательную стоимость. Например, авиаперевозки являются наиболее дорогими, в то время как морские — более доступные по цене. Однако, помимо этого, цена зависит от типа судна, расстояния между пунктами отправки и прибытия, сроков, количества транзитных стран на пути следования, условий оплаты и других факторов.

Основные группы параметров, влияющих на стоимость перевозки, включают: габариты груза, его свойства, ценность, дальность доставки, экспедиторские и страховые услуги. Кроме того, количество таможенных кодов и необходимость оформления сертификатов также оказывают влияние на стоимость. Для хранения на складе также необходимо учитывать объем груза, условия хранения, сроки и другие параметры.

При международной перевозке грузов, например, из Юго-Восточной Азии, целесообразно выбирать мультимодальный способ доставки. Этот метод подразумевает комбинацию нескольких видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и других. Таким образом, большая часть пути контейнера будет пройдена по морю, а затем — по железной или автомобильной дороге. Например, груз весом 20 тонн, который нужно доставить из Азии в Москву, может быть доставлен морским транспортом до порта Котка в Финляндии, а далее — автомобильным транспортом. Срок хранения в порту составляет семь суток.

При прочих равных условиях, стоимость морских или комбинированных перевозок оказывается ниже, чем сухопутных. Однако, для того чтобы перевозка стала возможной, требуется оформить пакет документов, включающий разрешение на пересечение границы конкретным транспортным средством с конкретным грузом. В этом случае таможенные органы строго придерживаются законодательства. Конечная стоимость перевозки будет рассчитана при приемке заказа.

Как выбрать наиболее подходящий вид международных грузоперевозок

Современные компании стараются максимально оптимизировать логистику и предлагают клиентам разные виды перевозки. Классический вариант перевозки — 20- или 40-футовый контейнер — на сегодняшний день может быть дополнен сборным грузом. Этот вид перевозки позволяет платить за фактически занимаемое место товаром в контейнере, что делает перевозку значительно более экономичной. Поэтому международная отправка сборных грузов особенно востребована представителями малого и среднего бизнеса. Важно учитывать, что сборный груз может содержать практически любой товар, но не сыпучие, наливные и горючие продукты.

Есть также компании, которые специализируются на доставке грузов карго, особенно из Китая и стран Ближнего Востока. Они сочетают в себе функции перевозчика и таможенного брокера, а заключая сделки под собственный контракт, предоставляют своим клиентам возможность выбора товаров, приобретение и доставку их по нужному адресу. Этот вид перевозки удобен своей простотой и скоростью, однако клиенты не всегда готовы рисковать и полагаться на действия посредников, которые могут быть полулегальными.

Выбор видов транспорта для перевозки грузов зависит от различных факторов, таких как тип груза, место назначения и сроки доставки. Для перевозок на небольшие расстояния в пределах одного континента наиболее подходит автотранспорт, который дороже железнодорожного, но быстрее и практически не зависит от климатических условий. Кроме того, автотранспорт хорошо подходит для контейнерных перевозок и перевозки опасных грузов.

Международные железнодорожные перевозки грузов дешевле автомобильных на 30-40% и одинаково удобны, но в отличие от автотранспорта они применяются на длинных дистанциях.

Авиационный транспорт является самым дорогим, зависимым от погоды и обладает ограниченной вместимостью. Однако авиаперевозки позволяют перемещать грузы в любую точку планеты в течение всего 3-5 дней. Поэтому выбирают авиаперевозки для транспортировки скоропортящихся, срочных и дорогих грузов.

Морские перевозки пригодны для тех, кто не сильно ограничен во времени, но путь контейнера может занять до 35-45 дней. Штормы и ураганы могут вызывать задержки в процессе доставки. Морские перевозки подходят для перевозки большого количества материалов, сырья и полезных ископаемых, таких как железная руда, уголь, нефть, зерно и прочие.

Организация международных грузоперевозок включает в себя не только перевозку груза, но и некоторые дополнительные услуги, такие как страхование, маркировку, упаковку и т.д. Однако для малых фирм создание собственного подразделения международной транспортной логистики может быть неэффективным, поэтому имеет смысл обратиться к специализированным логистическим 4PL-провайдерам, которые выполнят все поручения по доставке груза под ключ.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *