Информационная безопасность предприятия: ключевые угрозы и средства защиты

Информационная безопасность предприятия: ключевые угрозы и средства защиты

Высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром» известно всем. Кто имеет доступ к информации о своих конкурентах, тот получает несомненные преимущества в конкурентной борьбе. Развитие информационных технологий сделало компании, которые зависят от информационных систем, очень уязвимыми для атак хакеров, компьютерных вирусов и других факторов, включая человеческий и государственный. В результате этому многие владельцы бизнеса стали чувствовать себя не в безопасности. Поэтому вопрос информационной безопасности становится краеугольным камнем в деятельности организации. Однако, тот же прогресс предлагает решения, которые могут защитить данные от внешних посягательств.

Почему информационная безопасность важна и что она означает

Информационная безопасность – это защита информации и всей компании от умышленных или случайных действий, которые могут привести к нанесению вреда ее владельцам или пользователям. Чтобы обеспечить информационную безопасность, необходимо принимать меры, которые направлены на предупреждение рисков, а не на устранение их последствий. Наиболее эффективным подходом к созданию системы информационной безопасности является принятие предупредительных мер по обеспечению конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Любая утечка информации может быть опасна для компании, привести к большим финансовым потерям и даже к полному распаду. Проблема утечек информации существовала до появления компьютеров и интернета, но новые технологии дают злоумышленникам новые способы нелегального доступа к информации. Злоумышленники могут получить доступ к ценной информации, к рабочей сети и уничтожить важные данные при помощи вирусов или других кибератак.

Чаще всего, из компаний выносят документы финансового характера, технологические и конструкторские разработки, логины и пароли для входа в сеть других компаний. Однако, утечка персональных данных сотрудников также может привести к серьезным последствиям. В западных странах нарушение законов о защите персональных данных часто приводит к огромным штрафам и компаниям приходится выплачивать очень высокие суммы.

Примером является одна из крупнейших утечек персональных данных, которая произошла в июле 2017 года в бюро кредитной истории Equifax в США. Личные данные более чем 143 миллионов потребителей и 209 тысяч номеров кредитных карт попали в руки злоумышленникам. В результате, акции бюро упали на 13%.

Утечка информации может вызвать вред компании через несколько месяцев или лет после ее произошествия, если эта информация попадет в руки конкурентов или журналистов. Именно поэтому необходима комплексная защита информации. Компании необходимо сохранять конфиденциальность важной информации и защищать ее от всех возможных угроз. Важно помнить, что все данные, связанные с деятельностью компании и не предназначенные для публикации, должны оставаться внутри компании.

ляться угрозой информационной безопасности, если они становятся конкурентами компании или если они имеют доступ к конфиденциальной информации. В таких случаях совладельцы могут использовать информацию, полученную изнутри компании, для своих собственных целей. 6. Социальная инженерия. Этот метод представляет собой манипуляцию человеческим фактором для получения доступа к конфиденциальной информации. Например, злоумышленник может позвонить сотруднику компании, притворяясь сотрудником техподдержки, и попросить его сообщить свой пароль для решения вымышленной проблемы. 7. Фишинг. Мошенники могут отправить электронное письмо, в котором запрашивают конфиденциальную информацию, такую как логин и пароль. Это может быть официальный вид электронной почты, как будто отправленный от имени банка или другой организации, и казаться достаточно убедительным, чтобы пользователь предоставил свои данные. 8. Неуплаты защищенности информации. Если компания не инвестирует в защиту своей информации, ее системы становятся легко уязвимыми для взлома, вирусов и других видов кибератак.

Какие виды угроз информационной безопасности актуальны для компаний и государственных органов в наше время? Согласно опубликованным данным аналитического центра InfoWatch, Россия занимает второе место после США в списке стран, страдающих от утечек информации. В 2016 году было обнародовано 213 случаев утечек конфиденциальных данных из российских госорганов и компаний, что составляет 14% от общемирового количества случаев. 80% утечек - это платежная информация и персональные данные.


Какие основные виды угроз информационной безопасности существуют?

  1. Невнимательность и халатность сотрудников. Они могут представлять угрозу, даже если не помышляют о краже важных данных. Неосведомленность или халатность работников могут привести к случайной утечке данных. Например, кто-то может открыть фишинговое письмо, содержащее вирус, на своем личном ноутбуке и inadvertently передать его на сервер компании. Кроме того, сотрудник может скопировать файлы с конфиденциальными данными на переносные устройства для работы в командировке, но ошибиться в адресе получателя при отправке этих файлов. Невнимательность сотрудников может стать причиной легкодоступности конфиденциальной информации.
  2. Использование пиратского программного обеспечения. Компании могут сэкономить на покупке лицензионного ПО, но это не безопасно. Нелицензионное программное обеспечение не предоставляет защиты от кражи данных с помощью вирусов. Обладатель нелицензионного ПО не получает технической поддержки и не может получить своевременные обновления, что также оставляет это ПО уязвимым для вирусов, способных нанести вред системе компьютерной безопасности.
  3. DDoS-атаки. С помощью этого метода злоумышленники блокируют ресурс, направленный на обслуживание. Это достигается якобы от имени множества модифицированных хостов, что блокирует истинного пользователя. На заметку: банковские сайты чаще всего становятся жертвами таких атак.
  4. Вирусы. Компьютерные вирусы являются одними из самых грозных угроз в сфере информационной безопасности. Данный тип угроз находится на первом месте среди видов угроз в российских компаниях, и часто сопровождается многомиллионным ущербом. Методы проникновения вирусов на компьютеры учащаются и сегодня вредоносные программы могут передаваться через программы обмена сообщениями, такие как ICQ.
  5. Угрозы со стороны совладельцев бизнеса. Легальные пользователи могут являться угрозой информационной безопасности, если они становятся конкурентами компании или если они имеют доступ к конфиденциальной информации. В таких случаях совладельцы могут использовать информацию, полученную изнутри компании, для своих собственных целей.
  6. Социальная инженерия. Этот метод представляет собой манипуляцию человеческим фактором для получения доступа к конфиденциальной информации. Например, злоумышленник может позвонить сотруднику компании, притворяясь сотрудником техподдержки, и попросить его сообщить свой пароль для решения вымышленной проблемы.
  7. Фишинг. Мошенники могут отправить электронное письмо, в котором запрашивают конфиденциальную информацию, такую как логин и пароль. Это может быть официальный вид электронной почты, как будто отправленный от имени банка или другой организации, и казаться достаточно убедительным, чтобы пользователь предоставил свои данные.
  8. Неуплаты защищенности информации. Если компания не инвестирует в защиту своей информации, ее системы становятся легко уязвимыми для взлома, вирусов и других видов кибератак.

В наши дни количество угроз данных постоянно растет: появляются новые вирусы, учащаются и усиливаются атаки DDoS. Хотя все эти угрозы могут казаться пугающими, разработчики средств защиты информации не остаются на месте. На каждую новую угрозу появляется новая защита, и уже имеющееся оборудование продолжает совершенствоваться. Среди таких средств можно выделить:

  • Физические средства защиты информации. К ним относятся ограничение или полный запрет доступа посторонних лиц на территорию, пропускные пункты, оснащенные специальными системами, и HID-карты для контроля доступа. Такой подход может исключить возможность доступа в серверную или другое важное подразделение компании у неавторизованных пользователей.
  • Базовые средства защиты электронной информации. К таким средствам относятся многочисленные антивирусные программы, системы фильтрации электронной почты, которые защищают пользователя от нежелательной или подозрительной корреспонденции. Для этого корпоративные почтовые ящики обязательно должны быть оборудованы подобными системами. Кроме того, необходимо организовывать дифференцированный доступ к информации и систематически сменять пароли.
  • Анти-DDoS. Не имеет смысла пытаться бороться с DDoS-атаками самостоятельно. Многие разработчики программного обеспечения предлагают услуги анти-DDoS, которые способны защитить компанию от этих атак. Эта система блокирует вредный трафик, при этом не оказывая негативного воздействия на бизнес-трафик. Система способна срабатывать неопределенное количество раз до тех пор, пока угроза не будет полностью устранена.
  • Резервное копирование данных. Важная информация не должна храниться только на одном компьютере, поэтому следует использовать другие устройства, например, внешние носители или серверы для ее хранения. Для последних лет особенно актуальной стала услуга удаленного хранения информации в "облаке" дата-центров. Такой подход может защитить компанию в случае чрезвычайной ситуации, такой как изъятие сервера органами власти. Создать резервную копию и восстановить данные можно в любое удобное для пользователя время и в любой точке местоположения.
  • План аварийного восстановления данных. Если компания не может получить доступ к своим информационным ресурсам по какой-либо причине, ей необходим план аварийного восстановления данных. С помощью этого плана, компания сможет быстро возобновить бизнес-процессы после простоя. В нем должна быть предусмотрена возможность введения аварийного режима работы на период сбоя, а также все действия, которые должны быть предприняты после восстановления данных. Сам процесс восстановления должен быть максимально отработан с учетом всех изменений системы.
  • Шифрование данных при передаче информации в электронном формате (end-to-end protection). Шифрование используется для обеспечения конфиденциальности информации при ее передаче в электронном формате. Такой подход помогает защитить информацию от несанкционированного копирования и использования.

Поскольку риски безопасности информации растут, необходимо защищать данные по нескольким направлениям одновременно. Использование многих методов может снизить риски и устойчиво обеспечить безопасность компании на рынке.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *